Мечты о Весьегонске

Авиаперелеты на мероприятия и события

 

Рассуждаем о том, как превратить маленький русский город в привлекательную достопримечательность и сделать его интересным для туристов.

 

Деловитые бабушки города Весьегонск Тверской области рассекают на своих винтажных велосипедах, уютные деревянные домики утопают в зелени, на местном рынке можно купить экологически чистую и всегда свежую рыбу. В городе есть три гостиницы, живописный причал для приема теплоходов, музей с интереснейшей коллекцией из когда-то процветающего уездного города и завод ягодных вин, отпраздновавший в этом году свое столетие. Но главная фишка города, появившаяся здесь при печальных обстоятельствах и, возможно, именно поэтому пока никак не «обыгранная», — затопленный старый город, место загадочное и потому притягательное. Имея такой потенциал, какой-нибудь европейский город давно бы стал столицей регионального туризма, а при умелом подходе к созданию атмосферы и позиционированию в краткие сроки вышел бы и на международный уровень.

Представьте себе экскурсию: сначала на деревянном плоту или весельной лодке вы в резиновых сапогах отправляетесь исследовать старый город Весьегонск, затопленный при строительстве Рыбинской ГЭС в 1939–1941 годах. При теплой погоде вы можете даже осуществить погружение под воду — необходимое оборудования для снорклинга и дайвинга имеется у организаторов экскурсии.

 

 

Вы сможете увидеть остатки старинных весьегонских храмов, представить, как выглядела площадь и городской сад. Во время прогулки по воде стелется туман, экскурсовод показывает старые фотографии и рассказывает байки и легенды из жизни древнего города. Часть его рассказов — исторические факты, прописанные в учебниках и летописях города, часть — воспоминания местных жителей, часть — придуманные самим экскурсоводом «страшилки». Поди разбери, что из этого произведет большее впечатление на сентиментальных туристов.

Затем вы отправляетесь в краеведческий музей, где вам подробно рассказывают, из какого дома, семьи та или иная вещь была получена. И если для правдивости рассказа не хватает проверенной информации, то большинству туристов занимательность истории важнее, чем ее достоверность. Аккуратно разложенные по полочкам, но безликие артефакты однозначно проиграют на фоне живых предметов, наполненных историей, окропленных произошедшей трагедией. Чем хуже драгоценностей, поднятых с «Титаника»?

К сожалению, наша ближайшая история, а тем более нелицеприятные ее части интересуют нас куда меньше воздушного периода кринолинов и вееров. Произошедшее в Весьегонске — это трагедия не только отдельно взятого города, это трагедия нашей страны, отчасти героические, но, безусловно, темные пятна нашей истории. И чтобы не повторять ошибок, нам всем нужно знать и помнить об этом.

Прошу простить автора за черствость, но на теме погибшего города, как бы печальна она ни была, можно построить интереснейший туристический продукт. Можно приглашать дайверов, устраивать подводные фотосессии, дружить с затопленными городами Австрии и Бразилии, устроить выставку подводной фотографии, приглашать художников.

 

Развалины Троицкой церкви представляют собой отдельную и по-своему уникальную достопримечательность. Они настолько печальны и живописны, что острой нужды в их восстановлении, на мой взгляд, нет. Но чтобы сохранить эту грустную красоту, необходимо произвести работы для предотвращения дальнейшего разрушения.

Путешествия бизнес авиацией

В Риме многие развалины используют в качестве площадок для встречи с искусством. А теперь представьте себе теплый летний вечер в городе Весьегонск, фрески на стенах Троицкой церкви подсвечены мягким светом прожекторов, в окнах стоят свечи, вдоль ковровой дорожки расставлены стулья в тканевых футлярах, в импровизированном зрительном зале тишина — дают отрывки из русских опер или выступает церковный хор. Билеты в партер платные, но местные жители могут приносить стулья с собой и размещаться по всему периметру церкви. Чуть поодаль, за пределами территории, летний буфет, где для маленьких гостей предлагаются петушки из клюквенного сиропа на палочке, а взрослые могут отведать клюквенный морс и закуски из рыбы.

Клюква в городе Весьегонск — это отдельная тема. В 1914 году купцом Ерофеевым здесь был основан Весьегонский винзавод, который долгое время носил название «Клюквенный» по основному виду перерабатываемого сырья — клюквы, закупаемой у местного населения. Весьегонск начиная с XVI века был крупным ярмарочным центром, и приезжающие сюда купцы особенно любили знаменитые ягодные вина, рецепты которых бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В советские годы объем выпускаемой продукции постоянно увеличивался: здесь начали производство не только плодовых вин, но и клюквенных соков, экстрактов, сушеных ягод для кондитерской промышленности и коллекции номерных портвейнов. Клюквенное, брусничное, черничное, рябиновое и даже черемуховое вино могло доставить немало приятных минут любому гурману.

Современная команда сотрудников завода приглашает консультантов из Европы, вкладывается в развитие туризма, возит продукцию на международные выставки, строит причалы для приема теплоходов и гостиницы для размещения туристов. Они называют клюквенные вина латинскими буквами и во время дегустации предлагают гостям итальянские крекеры и французские сыры. Они даже организовали фестиваль «Клюквы», где были барабанщики, певцы, танцоры из Москвы, но… не было ни одной клюквы.

 

Очевидная, казалось бы, вещь, о которой, к сожалению, часто забывают: при организации любого мероприятия нужно всегда ставить себя на место тех людей, которых вы хотите на этом мероприятии видеть. Делаете ли вы это мероприятие для местных жителей, которым достаточно переступить порог дома, или для туристов, которые едут к вам по шесть-семь часов и, прежде чем принять решение о том, где они проведут долгожданный отпуск или драгоценные выходные, проводят тщательное маркетинговое исследование всех предложений на туристическом рынке.

Такие туристы всегда сделают выбор в пользу самых уникальных туристических продуктов. Они не поедут за тридевять земель, чтобы послушать исполнителей, которых они всегда могут услышать в своем городе на любой танцевальной площадке. Они хотят удивиться, кого-то узнать, что-то понять. Им не нужна стандартная программа городского праздника, им нужна уникальность.

К сожалению, в гонке за современностью слишком легко можно увлечься копированием европейских традиций и минимизировать отечественную самобытность. Ведь, по минимальным законам логики, на фестивале клюквы уж чем можно и нужно удивить, так это самой клюквой, которой должно быть много, очень много. Клюкву на фестивале нужно продавать, раздавать, устраивать конкурсы, забеги и заплывы.

 

Каждый домик в Весьегонске украсить веточками клюквы, устроить сначала мастер-класс по приготовлению пирогов с клюквой, а потом конкурс «Съешь банку клюквы на скорость», провести выставку молодых художников и фотографов «Развесистая клюква» — и пусть высказываются со всей степенью современности и двусмысленности на заданную тему. Гости должны быть точно уверены, что столько клюквы они не увидят ни в одном другом городе мира. На фестивале клюквы виновницу торжества нужно мять в одном углу, мешать с сахаром в другом, дегустировать в третьем. Молодых хозяек пригласить посоревноваться в приготовлении блюд из клюквы, а потом устроить массовую дегустацию. Прочитать лекцию про полезные и опасные свойства клюквы, пригласить садоводов из Польши, Канады и Белоруссии для обмена опытом в культивировании знаменитой ягоды. То есть сделать фестиваль современным, динамичным, столичным, но при этом окончательно клюквенным.

Туристы в Весьегонск поедут потому, что там уникальное производство ягодных вин, что во время дегустации, помимо самих вин, им предложат восемь типов сушек и девять типов баранок. Потому что только в Весьегонске они смогут продегустировать 15 сортов самой клюквы, отведать семь видов клюквенного варенья, посетить плантацию, на которой эту клюкву выращивают, и даже самостоятельно привить малину на клюкву и наоборот.

 

И не надо скрывать того, что производство не международное, а весьегонское. Наоборот, нужно протрубить об этом на всю страну. Нужно умело вкладываться в маркетинг, разработать четкую стратегию позиционирования и активно продвигать бренд. Великие люди становились знаменитыми не тогда, когда копировали других, а в тот момент, когда бросали обществу вызов. Да, наше вино — из Весьегонска, и оно лучшее в своем роде, нас копируют французы, нам завидуют португальцы.

Только представьте, как бы отлично смотрелись на полках дорогих продуктовых магазинов 100-процентно натуральные вина без ароматизаторов и красителей из родной клюквы в красивых, стилизованных под купеческую старину бутылках. Согласитесь, при нынешнем развитии событий такой ход определенно придаст бренду элитарности.

И вот когда мы перестанем прятаться за безликую обертку псевдоглянца, когда раскроем потенциал своих талантов, когда сможем качественно и красиво представлять себя такими, какие мы есть, — вот тогда загремит слава купеческого города Весьегонска на всю Россию и это будет только началом истории успеха. Не надо стесняться.